понедельник, 27 февраля 2017 г.

Детская игровая деятельность через парадигму социологического воображения (часть 5). Заключение.

Процесс игры как процесс социального становления.
Мы часто встречаемся со следующими предположениями: игра определяется свободой; игра не связана с социальной действительностью; игра иррациональна и существует в ограниченном времени и пространстве. Но если мы вспомним некоторые формы игр, то мы откажемся от изоляции игры в социальном мире.
Множество ученых пыталось объяснить значение игры в качестве атавизма. Но согласно теории Уильяма Штерна (процитировано Выготским, 1984), игра может быть понята посредством ее связи не только с прошлым, но и с будущим. Игра – это подготовка к будущей жизни, поэтому эта деятельность тесно связана с процессом социального становления.
Рассмотрим несколько примеров, которые иллюстрируют, как игры изменяются согласно изменению социально-исторического контекста и существующему социальному запросу.
1. Игра «классики» - одна из игр, наиболее узнаваемых детьми (Sibireva, 2014). В современном мире (особенно в больших городах, где есть много асфальтированных дорог), классики не требуют ничего, кроме мела.
Но у игры в  классики было множество значений во время их существования в истории человечества.
Одно из значений связано с религией.
Согласно литературе (Caillois, 2001; Chech, 2003), в течение долгого времени у игры в классики было определенное значение ‘путешествия души' – душа (в классической интерпретации  - это маленький камень), должна была достигнуть 'рая' (последнего квадрата нарисованных классиков). Интересно, что ‘в итальянских версиях игры последние три квадрата назвали с уклоном в направлении итальянского национального поэта Данте: Ад, Чистилище и Рай' (Chech, 2003). 
Я предполагаю, что мы можем заметить некоторые аналогии с описанной интерпретацией и в современной версии этой игры: ребенок должен уступить игру, если камень не упал в соответствующем квадратике, или ребенок случайно "запрыгнул" за линию. Главный смысл этих инструкций состоит в том, что Вы не должны нарушать правила, иначе игра закончится для Вас.
Другое значение «классиков» связано с подготовкой здоровых, физически сильных мужчин, которые будут в состоянии участвовать в предстоящих войнах.
Некоторые исследования утверждают, что классики были изобретены римлянами, чтобы тренировать их армию. Солдаты должны были прыгать через классы, которые могли составлять до 100 футов в длину, в полном снаряжении,  чтобы воспитывать выносливость и постоянно находится в форме (Play and Playground Encyclopedia).



Считается, что игра в классики появилась в России в течение XIX-го века. Она также считалась преимущественно игрой для мальчиков. В описании этой игры мы можем прочитать, что игры с прыжками, такие как классики, настоятельно рекомендовались, потому они помогали развивать физические силы и мышцы (Покровский, 1895). Эта игра была также популярна в течение XX-го века, но после Второй мировой войны, она стала больше ассоциироваться с игрой для девочек.
В современности также существуют модификации данной игры, которые используются некоторыми математическими школами:




Представленную выше версию можно рассматривать как подготовку к будущей жизни, потому что мы живем в условиях экономики знаний.

Благодаря истории классиков мы видим пример подготовки детей через игру для существующей оциальной действительности:
когда классики были связаны с религией, даже форма этой игры изменялась согласно схемам соборов (Callois, 2001); и у этой игры был соответствующий смысл;
когда было много войн, классики и другие игры с прыжками рассматривали как тренировку мышц, физических сил, выносливости. И во время послевоенных периодов игра становилась женской, потому что дух милитаризма исчезал;
когда идет ‘информационная война’, ценится способность решать задачи, получать новые знания и применять их на практике.
2.У детских игр с песнями и танцами также есть своя история. В течение нескольких веков они считались естественными, потому что дети проводили много времени со взрослыми (женщинами), даже если те работали. Взрослые сопровождали свои действия пением (работа была связана с шитьем, вязанием, и т.д.), потому что это помогало поддерживать физическое здоровье. Удовольствие и монотонность жизни и труда были преобладающими побуждениями, вследствие которых песни были спутниками многих детских игр (Покровский, 1895). Однако игры с песнями  и танцами не только поддерживали физическое здоровье, но и помогали установливать глубокие связи между поколениями.
Социальный контекст изменился. Такой тип игр в настоящее время не популярен (Сибирева, 2014).
Во-первых, пение и танец профессионализируются. Общество очень часто запрашивает профессионалов в этих сферах, даже если эти профессионалы - маленькие дети. Во-вторых, легко отследить тенденцию индивидуализации в современном мире. Согласно результатам включенного наблюдения, у детей есть очень немного объединяющихся коллективных игр.
Научные, архитектурные исследования направлены на поиски оптимального места и лучших материалов для игры дошкольников и подростков. Но практика показывает, что детская площадка, оборудованная качелями, домиками, турникетами, и т.д. не содержит все комплектующие, которые необходимы для полезного и приятного времяпрепровождения ребенка. К сожалению, мы часто встречаемся с печальной действительностью: на хорошей детской площадке нет детей. Дети могут объяснить этот факт: «Нет никаких друзей здесь», «Скучно», и «Нет никакого смысла играть». Основными факторами, побуждающими детей играть на детской площадке, являются коммуникации и присутствие детского коллектива. Но согласно моему исследованию, на картинках детей и в их интервью, катастрофически маленький процент друзей и сверстников (только 9%). Сверстники и друзья -  агенты социализации каждого ребенка, влияние которых на ребенка не меньше, чем влияние значимых взрослых (Сибирева, 2016).
Показанные примеры игр дают нам возможность проанализировать запрос общества, т.к. изменение и исчезновение игр тесно связано с социальными обстоятельствами. И, конечно, невозможно избежать в этом анализе технологий и их роли в детской игре, так как технологии - агенты социализации современных детей.
Взрослые играют значительную роль в выборе детьми конкретных игр, но дети сами активны в данном процессе и осваивают технологии своим собственным способом (Elvstrand, Hellberg, Hallstrom, 2012).
В моем исследовании есть очень важный факт, заключающийся в том, что большинство респондентов смогло определить мальчика, который играет в компьютерные игры на нариосванной картинке; они также упомянули названия компьютерных игр. Это не удивительно, потому что человек, который может использовать компьютер, востребован в современном мире. Но 'живая' (на улице, главным образом) игра имеет большую ценность для маленьких детей (Sibireva, 2014). 
Игры с подготовкой детей к будущей жизни помогают нам понять то, что мы можем ожидать от детей в будущем. Новые игры, исчезающие игры глубоко связаны с процессом социального становления, побуждают нас думать о тенденциях в развитии детей, выявлять существующие проблемы и продумывать новые решения.
Заключение.
Подводя итог,  необходимо сделать следующее заключение.
Когда мы пытаемся изучить игру как главную часть процесса социализации детей с точки зрения социологического воображения, мы видим игру как 'зеркало' нашего взрослого мира.
Теоретический подход и примеры, которые я использую, могут быть взяты в качестве начальной точки, чтобы понять, как объединить повседневные жизни детей и социокультурный контекст. Социологический анализ детской игры является методом соединения личной жизни и общественной жизни, личной жизни и исторического контекста. 
Дети - активные социальные акторы во время игры: они могут хранить традиции, они могут сопротивляться существующим тенденциям. Отношения силы (власти) в детской игре, некоторые игры с подготовкой ребенка к будущей жизни помогают нам понять, что мы можем ожидать от современных детей.
Детские игры могут рассматриваться как ключ к открытию невидимых механизмов конкретной части общественной жизни.
Часть 1 - здесь.
Часть 2 - здесь.
Часть 3 - здесь.
Часть 4 - здесь.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна.

Отправляю все пять частей в Детскую галерею.

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Мария!
    Спасибо! Любопытно было узнать об эволюции игры. Да, набор игр очень изменился у современных детей.
    Да, у классиков богатая история. Сейчас не часто встретишь меловые квадратики на улице. А раньше они были в каждом дворе. Мы рисовали классики кирпичом и угольком))) и даже водой из брызгалок мальчишек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте!
      Большое спасибо за комментарий!
      Я согласна: жизнь современных детей часто отличается от нашего детства, прежде всего, тем, что мы играли со старшими детьми, со взрослыми. Они передавали нам игровые навыки, обучали своим играм. А сейчас иногда встречается жесткое деление на той же детской площадке: "Ты маленький, уходи!" Однажды я поиграла на площадке с детьми разного возраста в баскетбол ("тысяча" -учила бросать в корзину мяч под разными углами), так один мальчик настолько проникся чувством благодарности, что даже подошел ко мне со словами: "Большое Вам спасибо!" Дети часто выражают благодарность за то, что ты с ними просто пообщался, поговорил, а, если поиграл - то вообще "свой".
      Очень интересный опыт есть в Канаде, где в школу могут приходить студенты, старшеклассники к младшим детям и учить их различным играм. Дети от таких перемен в школе находятся в восторге. Вот бы и нам перенять такой опыт.

      Удалить
    2. Когда я работала в лицее, то руководила исследовательской деятельностью в научном лицейском обществе, и еще была руководителем экологического объединения "Экомир". Я выстраивала работу на принципе тьютерства, когда старшеклассники помогали и курировали младших ребят. Могу отметить это как самый эффективный способ разновозрастного сотрудничества. Дети легче учатся у детей)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...